Герои

«Хочешь узнать человека — займись с ним сексом»: Франсуа Озон о своем фильме «Двуличный любовник»

Джереми Ренье и Марина Вакт в фильма «Двуличный любовник»

Хлое страдает от депрессии и обращается к психотерапевту по имени Поль за помощью. Поль становится ее возлюбленным. Психиатр и пациентка? Сюжет далеко не нов. Вспомним хотя бы примеры из жизни — знаменитого ученого и врача Карла Юнга, который влюбляется с свою пациентку Сабину Шпильрейн, позже ставшую известным детским психологом. Дэвид Кроненберг изящно препарирует их отношения в своей картине «Опасный метод». 

Франсуа Озон проводит зрителя в далекую запретную зону. После того, как Хлое и Поль съезжаются, девушке начинает казаться, что Поль ведет тайную жизнь, и она сама начинает двойную игру. В тот момент, когда нам кажется, что близится финал, фильм, похоже, только начинается. 

В картине «Двуличный любовник» (L'amant double) французский режиссер возвращается к своему излюбленному жанру психологического и эротического триллера. На главные роли приглашает старых знакомых — бельгийца Джереми Ренье, французскую топ-модель Марину Вакт и известную британскую актрису Жаклин Биссет. Это и понятно. Слишком уж деликатные и откровенные сцены в его картине, чтобы начинать работать с новичками.

Наша беседа с Озоном состоялась после премьеры картины на Каннском кинофестивале. Элегантно одетый в летний синий пиджак, джинсы и с обязательным аксессуаром — шейным платком, режиссер бодро входит на террасу отеля JW Marriott, увидев меня, вскидывает брови, критично обводит взглядом мой уставший вид и спрашивает: «Мы с вами единственные, кто сегодня не на пляже?» Не дожидаясь ответа, устраивается на диване и продолжает: «Не знаю, как вы, а я после интервью собираюсь, наконец, искупаться». В этом весь Озон – быстрый, неожиданный и насмешливый. В жизни и в кино.

Картина начинается с того, что на экране появляется нечто живое, влажное и блестящее. Какая-то масса. Не успеваем опомниться, как понимаем, что смотрим на влагалище, причем изнутри. И вот из него уже выходит гинекологическое зеркало…

Почему бы и нет? Влагалище — очень даже достойная часть женского тела. В нем и тайна зачатия, и экстаз удовольствия, а также смысловая заявка и метафора моей картины. А главное — какая в нем эстетика! Я долго выбирал самое лучшее влагалище Парижа. И нашел — через друзей и знакомых. В общем, по рекомендации. В этой сцене снялась известная модель, позирующая обнаженной. Не один французский художник написал с нее свои шедевры.

Кажется, вы насмехаетесь над зрителем…

И вы совершенно правы. Я насмехаюсь, потому что мне нужна ваша реакция и ваше внимание. Мне хочется вытащить зрителя из зоны комфорта, не дать ему дремать перед экраном, а активно воспринимать происходящее. Я ведь не из Швейцарии. Мне нужны эмоции, я хочу показать их накал. Чем сильнее зрительская реакция, тем счастливее это сделает меня. Пусть лучше зритель меня за это ненавидит, это все же лучше, чем полное безразличие.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»

Откуда сумасшедшая идея, что в утробе матери один близнец поедает другого? 

Дорогая, вы хотите сказать, что не знакомы с произведениями писательницы Джойс Кэрол Оутс? (Не дожидаясь ответа). Она работает под псевдонимом Розамунд Смит и написала много замечательных романов, например, «Жизнь близнецов». Но даже если вы не читали Оутс, моя история о близнецах-каннибалах вовсе не являются выдумкой. Это вполне подтвержденный медицинский факт. Поищите в Google! И там есть медицинские исследования о близнецах-паразитах и, в том числе, о том, как один близнец может поглотить другого, а потом растит его в своем теле. Мы ничего не знаем об этом мире и никогда ни в чем не можем быть уверенными. Кто знает, что сейчас растет у нас с вами в животе? Если считать природу творящей и воспроизводящей силой, то близнецы, на мой взгляд, являются ее шедевром. Представьте себе, что в нашем обществе радикальных индивидуалистов имеются личности, которые как две капли похожи друг на друга. Как им жить с созданием, что рядом дышит и двигается человек, которого в любую минуту могут принять за него? Это просто фантастика! И совершенно незаменимый источник вдохновения особенно для любителей психологических триллеров и детективов.

Наверное любители психологических триллеров способны найти мистику во всем. Взять хотя бы ваших котов. Почему они так же загадочны, как и герои?

А вы вспомните Хичкока, который считал котов самыми загадочными животными на планете и тоже их очень любил. Коты — странные звери. Иногда они так пристально за нами наблюдают, что начинает казаться, как будто они видят нас насквозь. А иногда я думаю, что они считают нас, людей, настоящими глупцами. У меня тоже есть коты, я знаю, о чем говорю. Правда, на съемки своих котов я не приглашал, чтобы не портить отношений. Коты, ко всему прочему, могут быть очень мстительными существами. В картину я пригласил трех дрессированных котов и их тренера. У всех животных обнаружились очень разносторонние таланты. Один лучше прыгал, другой — все время лежал, а третий любил, когда его носили на руках и вообще мало двигался. Я постоянно беспокоился, как бы на него не наступили. В целом они неплохо справились со своими задачами. Теперь я даже подумываю предложить Тьерри Фремо (художественный руководитель Каннского кинофестиваля — прим. редактора) начать раздавать премии лучшим котам-исполнителям.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»

С котами все ясно. Расскажите об исполнителях главных ролей. Почему вы снова приглашаете на главную роль Марину Вакт? Как она изменилась с вашей последней работы?

После того, как я снял с Мариной картину «Молода и прекрасна», мы с ней очень подружились. Марина была тогда еще совсем девчонкой. За последние годы она сильно повзрослела, стала женщиной, матерью и из нее начинает формироваться неплохая драматическая актриса. Мне нравится приглашать Марину, особенно на такие «телесные» роли, как эта. Дело в том, что у профессиональных моделей имеется гениальное качество — они прекрасно владеют своим телом, гораздо лучше, чем любая актриса. Конечно, я немного смущался, предлагая девушке большую часть картины фланировать перед камерой обнаженной. Но, в конце концов, мой фильм — это сексуальный и психологический триллер. У Марины не оказалось на этот счет никаких предубеждений. Она ко всему отнеслась с большим энтузиазмом и здоровой долей юмора.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»

Как отреагировал на ваше предложение Джереми Ренье? 

Без ложного стыда. На такие сцены важно приглашать актеров, с которыми хорошо знаком и которые тебе тоже доверяют. С Джереми я работал в «Криминальных любовниках», а последний раз снял его в своей картине «Отчаянная домохозяйка». Мы прекрасно друг друга знаем, как и знаем, чего нам друг от друга ожидать. Когда я объединил Марину и Джереми, у них произошла любовь с первого взгляда. Вы наверняка заметили их потрясающее обаяние! Нет? 

Кадр из фильма «Двуличный любовник»

Почему в фильме так много секса? Да и вообще в ваших картинах его немало.

Тут я с вами не согласен. В моем «Франце» любовь героев была почти платонической, кроме одного танца и одного поцелуя в щёку (поднимает указательный палец), ничего между ними не произошло. Однако почему я должен извиняться за то, что я француз? Да, я — француз. А французы помешаны на сексе. Даже когда мы снимаем картины про политиков, мы тоже показываем их занимающимися сексом (смеется). Я всегда был уверен в одном: хочешь лучше узнать человека, займись с ним сексом. И он перед тобой откроется, как на ладони. Кроме того, любовь и секс — центральные темы французского кинематографа. Для француза подвиг — это умереть во имя любви. Многим другим жителям нашей планеты этого не понять. Например, американцы считают, что подвиг — это когда размахиваешь оружием, а потом на смертном одре толкаешь слезливую речь.

Кадр из фильма «Двуличный любовник»

Вы не думаете, что ваш фильм скорее для женщин, чем для мужчин? 

Пока я не могу ответить на этот вопрос. Я жду реакций. Надеюсь, они последуют. Причем, все равно, какие. А что вы думаете о фильме?

Думаю, что вы показываете экстремальную психологическую ситуацию. Вы когда-нибудь сами переживали что-нибудь подобное в жизни? 

Вы хотите сказать, встречал ли я таких героев как Луис? Ну, я ведь не документальное кино снимаю. Мне больше нравится создавать сложные ситуации и наблюдать, как мои герои будут из них выкручиваться.

Франсуа Озон на Каннском кинофестивале, 2017
Франсуа Озон, Марина Вакт и Джереми Ренье на Каннском кинофестивале, 2017


читайте также

Партнер «Рамблера»
Партнер «Рамблера»